Перейти к основному содержанию
 

Какие бывают системные администраторы?

Системный администратор

Так получилось, что я работаю системным администратором. Расскажу вам какие бывают виды системных администраторов. Мы не будем рассматривать маленькие компании, где сисадмин — это человек-универсал, который делает всю работу по системному администрированию. Рано или поздно такой человек уходит на более высокооплачиваемую работу, где ценятся профильные специалисты.

Системный администратор — это технический специалист с высоким уровнем знаний в смежных IT сферах и глубоким уровнем знаний в одной или нескольких.

Профессиональный рост системного администратора похож на ветки развития игрового персонажа RPG. Чем больше ты изучаешь, тем больше направлений развития доступно.

Админ-RPG

Нарисую схемку :)

sysadmin

 

sysadmin

Пользователь ПК. С чего начинают все админы? Они начинают с персонального компьютера. Чтобы администрировать систему, нужно знать систему. Это ещё не системный администратор, но первая ступенька к нему. Обычно все начинают с операционной системы Windows.

Пользователь ПК должен уметь:

  • Собственно, пользоваться компьютером. Правильно включать и выключать. Уметь делать перезагрузку. Делать профилактику компьютеру, протирать, чистить пыль.
  • Пользоваться Интернет.
  • Пользоваться электронной почтой и различными мессенджерами.
  • Иметь представление и безопасности данных, устанавливать и менять пароль, не сообщать пароли через открытые источники. Уметь делать резервные копии важных для себя данных.
  • Иметь понятие о вирусах, уметь делать проверку на вирусы.
  • Пользоваться офисными программами.
  • Устранять мелкие неисправности, например, если отсоединился провод.
  • Иметь представление о составе компьютера, уметь объяснить проблему админу по телефону.
  • Обмениваться файлами.
  • Уметь удалённо пользоваться компьютером, если это разрешено в компании.
  • Уметь подключаться к беспроводным сетям.
  • Использовать горячие клавиши.
  • Уметь печатать.

Нет чёткого разделения на продвинутых и не продвинутых пользователей. Эволюция пользователя ПК:

  1. Пользователь ПК, оператор ЭВМ.
  2. Уверенный пользователь ПК.
  3. Продвинутый пользователь ПК.
  4. Дальше уже пользователь ПК становится администратором.
sysadmin

Продвинутый пользователь ПК. Продвинутые пользователи иногда могут выполнять обязанности системного администратора в маленьких компаниях. Коллеги просят помочь с компьютером тех, кто лучше разбирается.

Пользователь ПК должен уметь:

  • Всё что умеет обычный пользователь ПК, только глубже и больше.
  • Уметь устанавливать и удалять программы.
  • Удалять вирусы.
  • Уметь переустанавливать клиентскую ОС Windows.
  • Подключать принтер.
  • Знать из чего состоит компьютер, уметь разобрать и собрать, заменить неисправную деталь.
  • Иметь желание познавать новое.
sysadmin

Пользователь 1С. Пользователь ПК, умеющий работать в 1С. Это тоже не системный администратор, но некоторые должности подразумевают умение работать в 1С. Здесь я имею в виду не просто пользователя ПК со знанием 1С, а увереннго пользователя ПК со знанием 1С.

Пользователь 1С должен уметь:

  • Всё что умеет обычный пользователь ПК, только больше. Нужно быть уверенным пользователем ПК.
  • Уметь работать с 1С.
sysadmin

Английский язык. Данный "талант" в RPG-схеме указан не просто так. Знания английского языка просто необходимы системному администратору. Он должен:

  • уверенно читать техническую литературу как минимум,
  • как максимум — свободно общаться на английском по телефону.

На собственном опыте могу сказать, что бывают задачи, решение которых можно найти только на англоязычных ресурсах.

sysadmin

Закупки. Специалист по закупкам оборудования и программного обеспечения. При минимальных знаниях такой человек может обзванивать потенциальных поставщиков и пользоваться 1С. Такому человеку будет нужна помощь специалиста для уточнения деталей заказа. Хорошему специалисту по закупкам не требуется помощь коллег. Он разбирается в технике и знает что покупает, для чего, и как это всё будет работать. Нужно разбираться в брендах: HPE, Dell, Cisco, 1С, Supermicro и т.п.

В небольших компаниях обычно нет отдельного системного администратора, который занимается только закупками. Но в крупных — обычное дело.

sysadmin

Windows администратор. Он разбирается в работе клиентских и серверных систем на базе ОС Windows. Установка и настойка операционной системы, поиск и устранение неисправностей, установка ПО. Глубокие знание в сопутствующем программном обеспечении.

Что должен знать и уметь Windows администратор:

  • Администрирование рабочих станций на ОС Windows.
  • Администрирование серверов на базе ОС Windows.
  • Знать технологию сетей.
  • Готовность и умение обеспечивать работоспособность систем 24x7.
  • Поддержка пользователей в домене.
  • Информационная безопасность.
  • Логи, мониторинг производительности, траблшутинг.
  • Уметь программировать.
  • Уметь учиться.
sysadmin

Linux администратор. Он разбирается в работе клиентских и серверных систем на базе ОС Linux.  Установка и настойка операционной системы, поиск и устранение неисправностей, установка ПО, работа с логами. Глубокие знание в сопутствующем программном обеспечении. Администрирование Linux — это обширная область.

Что должен знать и уметь Linux администратор:

  • Администрирование рабочих станций на ОС Linux.
  • Администрирование серверов на базе ОС Linux.
  • Умение работать с разными системами Linux: Redhat/Centos, Debuan/Ubuntu, Suse и прочих.
  • Знать технологию сетей.
  • Готовность и умение обеспечивать работоспособность систем 24x7.
  • Логи, мониторинг производительности, траблшутинг.
  • Информационная безопасность.
  • Уметь программировать.
  • Уметь учиться.
sysadmin

Active Directory. Это служба каталогов, разработанная Microsoft для доменных сетей Windows. Позволяет администраторам использовать групповые политики для обеспечения единообразия настройки пользовательской рабочей среды, разворачивать программное обеспечение на множестве компьютеров через групповые политики. Если у вас в компании есть домен, то должен быть администратор, управляющий этим доменом, начиная от добавления учётных записей и рабочих станций в домен, заканчивая написания скриптов для автоматического назначения политик.

sysadmin OS администратор. Системный администратор, разбирающийся в операционных системах Windows и Linux. Это совокупность Windows администратора и Linux администратора в одном флаконе.
sysadmin

Администратор сети. Человек, который рулит сетью от настройки Wi-Fi роутера до планирования СКС и управления сетью на несколько городов. Должен знать и уметь:

  • Знать Linux.
  • Знать технологию сетей. Протоколы маршрутизации. Routing and Switching.
  • СКС.
  • Безопасность сети.
  • Конфигурирование сети. BGP, VPN. IPSec и т.д.
  • Беспроводные сети.
  • Настройка сетевого оборудования. Cisco, Mikrotik, Juniper.
sysadmin

Почта. Администратор почтового сервера.

Kerio, Exchange, postfix, exim, sendmail и т.п. Управление почтовыми ящиками, учётными записями, группами рассылки. Настройка почты, антиспам, антивирус, рассылки.

sysadmin

Администратор СХД. Администратор системы хранения данных. EMC Dell, HP, IBM, Lenovo, NetApp. Сюда же обычно относят ленточки и резервное копирование.

sysadmin Администратор БД. Администратор специализированной БД. Установка, подключение, конфигурация, бэкап, восстановление. Более сложно: восстановление битых данных, решение проблем, репликация, зеркалирование. Хорошие администраторы БД принимают участие в разработке и оптимизации кода, решают проблемы производительности. БД бывают разные: Oracle, MySQL, PostgreSQL. MSSQL я вынес отдельно, так как знания MSSQL требуются для отдельных видов сисадминов в RPG-схеме.
sysadmin

Поддержка, эникей. Трамплин в сисадмины. Вы спросите почему эникей? Потому что показываем пользователям где находится "any key", когда компьютер просит "Press any key". 

Поддерживаем пользователей, решаем их проблемы, администрируем рабочие станции, протираем пыль с мониторов. Печать, сканирование, проекторы, банк-клиенты.

Не нужно думать, что стать эникейщиком просто. Требуются обширные знания с сфере IT и способности находить решения проблем. Но уж если вы эникейщик, то повысить свою квалификацию уже проще.

sysadmin Виртуализация. Администрирование виртуальных сред. Например, VMware или Hyper-V.
sysadmin

АТС, телефония. Рулим телефонами пользователей, маршрутизацией вызовов, SIP, переадресация, потоки. CUCM, Asterisk. Администрируем телефоны, виртуальные и железные АТС. Боремся с шумами, эхом и разрывами. 

Непонятно почему мы этим занимаемся, этим должны заниматься телефонисты.

sysadmin

MSSQL. Администратор БД Microsoft SQL Server. Это отдельно вынесенная часть администраторов БД. Установка, подключение, конфигурация, бэкап, восстановление, восстановление битых данных, решение проблем, репликация, зеркалирование. 

Очень часто требуется для администрирования 1С.

sysadmin

Информационная безопасность. Обычно безопасники относятся к другому отделу и должны подчиняться непосредственно генеральному директору. Но иногда их функции выполняют сисадмины. СКУД, видеонаблюдение, антивирусы, антиспам, контроль доступа, двухфакторная авторизация, firewall, выявление и устранение уязвимостей, обновления, прошивки, шифрование. Много чего.

Я знаю и безопасников, которые стали админами, и админов, которые стали безопасниками. Так что профессии смежные.

sysadmin Web-сайты. Управление всем, что связано с сайтами. Web-сервера, проксирование, балансировка, failover, high avablility, кластеры, фермы, хостинг, FTP, DNS. Зачастую правка чужого кривого кода. Требуются хотя бы начальные знания HTML, javascript.
sysadmin

1С администратор. 1C: Предприятие, 1С: Бухгалтерия и прочие страшные смеси бухгалтерии и программирования. Требуются знания MSSQL и умение поднять из бэкапа то, что убили бухгалтеры или разработчики 1С. Иногда администрированием 1С может заниматься грамотный 1С разработчик. А грамотный 1С разработчик + грамотный сисадмин в пару к нему — это уже залог успеха.

Также потребуются знания веб-серверов, IIS в частности.

P.S. 1С тормозит всегда.

sysadmin

DevOps. Development Operations. Смесь системного администратора и разработчика. Направления разные в зависимости от технологий разработки и обязанностей администратора. Движение модное, направлено на устранение барьера между разработчиками и администраторами. Занимается интеграцией, автоматизацией, деплойментом, мониторингом и  автоматизацией. Автоматизация не зря написана два раза.Тесно сотрудничает с разработкой.

Хороший DevOps знает несколько веток в RPG-схеме системного администрирования. 

sysadmin
 

Инженер. Только эти люди должны трогать серверное железо. Имеют представление об электрике, оптике и слаботочке. Умеет работать и руками и головой.

Бывают просто инженеры по оборудованию. Люди, которые могут заменить сгоревший винт и установить сервер в стойку. 

А бывают другие инженеры. Они разбираются во всём железе, прошивках и настройке оборудования разных вендоров. Способен спроектировать и реализовать проект для решения поставленной задачи. Знает несколько веток в RPG-схеме системного администрирования. Действует в связке с архитектором, IT-директором, сетевиками, безопасниками и остальными админами.

sysadmin

Архитектор. Человек-голова. Как и инженер знает несколько веток в RPG-схеме системного администрирования. Способен спроектировать и реализовать проект для решения поставленной задачи. Отвечает за соблюдением архитектуры проекта. Должен уметь обоснованно рубить на корню разного рода дурацкие идеи типа "а давайте...". Действует в связке с инженером, IT-директором, сетевиками, безопасниками и остальными админами.

sysadmin

IT-директор. Это больше управленческая должность. Знает несколько веток в RPG-схеме системного администрирования. Должен быть хорошим переводчиком с русского на админский и обратно. Создаёт условия для эффективной работы IT отдела.

 

Теги