Перейти к основному содержанию

Должностные обязанности системного администратора

Системный администратор

При устройстве на работу каждый сисадмин подписывает должностную инструкцию системного администратора. В каждой организации она своя, но в общих чертах документы схожи. Возможно, потому что все эту инструкцию качают из Интернета. На одной из работ мне пришлось такую инструкцию создавать самому себе.

Инструкция с обязанностями системного администратора написана юридическим языком и изобилует перлами, вызывающими у сисадмина различные эмоции скептической направленности. Однако, не следует относиться к этой бумажке легкомысленно. Часть пунктов инструкции прикрывает работодателя, а часть может помочь сисадмину в его работе.

Разберём основные моменты. Всегда следует помнить, что в каждой организации может быть своя специфика.

Общие положения

В общих положениях обычно указываются требования к кандидату на должность системного администратора, образование, навыки, важные качества. Должно быть указано кому подчиняется сисадмин и кто может назначать на должность сисадмина.

Сисадмин — это специалист. У сисадмина должно быть высшее или профильное техническое образование.

Что должен знать сисадмин, упрощённо:

  • Основы локальных сетей, сетевое оборудование, администрирование локальной сети, управление сетью. Беспроводные сети.
  • Железо: оргтехника, ПК, сервера. Установка, настройка, диагностика, техническое обслуживание и правила пользования.
  • Софт: установка, настройка.
  • Операционные системы.
  • Базы данных.
  • Английский язык.
  • Программирование.
  • Основы информационной безопасности.
  • Оформление технической документации.

Среди пунктов могут встречаться перлы вида (взял из топовых бланков должностных инструкций поисковиков):

  • Языки и методы системного программирования.
  • Системы счислений, шифров и кодов.
  • Нормализованные языки программирования.
  • Основы психологии и конфликтологии.

Всё это нужно учитывать тому, кто будет подбирать кандидата на должность сисадмина. Для админа важно то, кому он непосредственно подчиняется. Всё остальное в этом разделе — наполнение листка буквами. Естественно, пункты о технике безопасности и прочие прикрывающие работодателя моменты важны, но именно что работодателю. Он всегда может сказать, что админ сам виноват, потому что по должностной инструкции он обязан знать правила трудового распорядка или основы законодательства. И то, что админ работает по ночам и опаздывает к началу рабочего дня, — это его личные трудности. Сюда же относятся возможные проблемы с лицензированием ПО.

    Должностные обязанности

    Админ обязан:

    • Обеспечить бесперебойную работу сети.
    • Устанавливать и настраивать софт, поддерживать работу сервисов.
    • Рулить учётными записями пользователей.
    • Контролировать доступ к ресурсам.
    • Обеспечить своевременное резервное копирование данных, защиту данных.
    • Оказывать поддержку пользователям.
    • Обеспечивать функционирование и ремонт железа.
    • Сопровождать договора с подрядчиками, оказывающими информационные ресурсы, контролировать их работу.
    • Устранять аварии.
    • Быть в курсе рынка ПО и железа, обновлять, заменять, модернизировать, продлевать, выбивать из руководства деньги на всё это, включая лицензии.
    • Писать инструкции, вести техническую документацию.
    • Обучать.
    • Выполнять поручения руководителя.
    • Отчитываться руководству, сообщать о нарушениях.

    Здесь всё важно. И не стоит отворачивать нос от неинтересных тасков. Я знаю, что админы не любят, например, осуществлять поддержку пользователей, особенно, если пользователи реально тупят. Важно помогать юзерам, то что админу кажется простым и естественным, обычному пользователю ясно не всегда. Для облегчения жизни и экономии своего времени придётся писать инструкции и руководства, проводить обучение. Иногда встречаются такие пользователи, которые принципиально не хотят ничего сами делать и вешают на шею админу часть своей работы, вот здесь нужно вовремя среагировать и решить вопрос совместно со своим руководителем.

    Железо, софт, сервисы — здесь понятно, читаем мануалы, устанавливаем, настраиваем. Иногда предлагаем альтернативы, чтобы не обрасти себе ненужный геморрой. Одно время у меня на работе параллельно существовало четыре разных системы управления задачами, хотя можно было свести всё к одной.

    Установка обновлений, проведение ТО и устранение аварий обычно случаются совсем не в рабочее время. Бессонные ночи и трудовые выходные — наше всё. Иногда я сталкивался с требованием приходить к девяти утра, и это несмотря на то, что всю ночь занимался критическими обновлениями ОС серверов. Такие случаи следует обговаривать с руководством и пресекать, отстаивайте свои права. Невыспавшийся админ — злой админ. Даже по ТК внеурочная работа должна оплачиваться в увеличенном размере, интересно, хоть куму-то дополнительно оплачивали? Я обычно такую внеурочку компенсирую отгулами, такое положение дел всех устраивает.

    Не следует забывать и об отчётах перед руководством. Мониторинг в помощь. Помним, что нужно постоянно мониторить рынок и предлагать своевременную замену ПО, лицензий и железа. Старое железо имеет свойство ломаться в самое неподходящее время.

    Права сисадмина

    Отличный пункт. Какие у нас могут быть права:

    • Запрашивать техническую документацию.
    • Вносить предложения руководству по улучшению работы (вот это сильно смахивает не на права, а на обязанности).
    • В рамках своих служебных обязанностей устанавливать правила пользования ресурсами, сетью, оборудованием.
    • Повышение квалификации и профессионального уровня.

    Где мы берём мануалы? Обычно гуглим в Интернете. Но иногда требуется специфическая документация на какое-то конкретное оборудование или программное обеспечение. Не стоит на свой страх и риск тыкать наудачу кнопки. Запросите мануал у руководства, или требуйте, чтобы с вас сняли ответственность за возможные поломки.

    Чаще всего сисадмины повышают свою квалификацию самостоятельно, занимаясь самообразованием. Иногда мы покупаем курсы. Стоит помнить, что грамотное руководство всегда заинтересовано в высокой квалификации кадров. Можно попытаться выбить деньги на хороший и полезный курс, причём полезный не только админу, но и компании.

    Ответственность сисадмина

    Ответственность сисадмина напрямую связана с должностными обязанностями. Не выполняешь или плохо выполняешь — будешь крайним.

    Зачем нужна должностная инструкция админу

    Примечательно то, что о должностной инструкции нет упоминания в российском КЗоТе. В Трудовом кодексе РФ её также нет. Однако она попадает под определение "иных локальных актов, непосредственно связанных с трудовой деятельностью работника", обязательных для ознакомления под роспись каждого поступающего на работу. Это бумажка больше для кадровиков.

    Зачем же она админу? Должностная инструкция может помочь в определении ответственного за какое-либо направление деятельности в компании. Если произошло нарушение каких-то обязанностей, а у админа отсутствует эта обязанность в перечне инструкции, то дисциплинарная ответственность исключается. Инструкция помогает разграничить сферы ответственности и исключить дублирование функций сотрудников, плюс определяет иерархию руководителей.

    Теги

     

    Похожие материалы

    Как придумать хороший пароль?

    Мы все пользуемся паролями. Не потому что нам это нужно, а потому что нас заставляют это делать. Хочешь завести адрес электронной почты — придумай пароль. Хочешь страничку в соцсети — придумай пароль.

    Компоненты системного блока

    Системный блок ещё могут называть корпусом, системником или просто компьютером. Это прямоугольная металлическая коробка, в которой собраны все основные составляющие компьютера.