Уже конец октября, и это означает, что сисадмину пора вспомнить про Новый Год. Речь пойдёт не о правильной расстановке столовых приборов на столе, а о том, как подготовиться к длинным каникулам.
Админ, ты хочешь отдохнуть в праздники? Я — хочу. Ниже будет список полезных советов, которые стоить взять на вооружение, поехали.
Мораторий
Запрет на внесение изменений в систему с 15 декабря по 15 января — залог прекрасного Нового Года системного администратора, его руководителя и всех коллег. Не устанавливайте некритичные обновления, не заключайте на эти дни договоров внедрения. Не разрешайте даже стены сверлить и прокладывать сеть.
Обсудите данный вопрос со своими коллегами, безопасниками, руководством, вас поддержат! Если есть такая возможность, утвердите мораторий официально на бумаге, примите регламент. В некоторых компаниях на это может уйти не один месяц. Официальная бумажка — это прекрасный способ послать подальше излишне ретивых коллег, не понимающих все риски их предновогодних желаний.
Идея настолько не плоха, что может быть расширена на все остальные предпраздничные и праздничные дни. И даже пятницы, ведь пятница — это тоже маленький праздник.
Помимо всего прочего это прекрасная возможность вполне официально поднять на работе игровой сервер и позволить всем спустить пар в Sims или Settlers. HR вас поддержат, нужно укреплять коллектив.
Срок действия паролей
Чем больше в вашей компании пользователей, тем больше истечёт паролей на каникулах. Админу будут звонить, писать, кричать, просить сбросить пароль.
Как минимум, вы можете вычислить всех пользователей, у которых протухает пароль, и заставить сменить свой пароль заранее. Или хотя бы сделать им рассылку, но это обычно малоэффективно. Есть софт, который автоматически за две недели предупреждает пользователя, что тот скоро лишится пароля.
Более лучший способ сохранить свои нервы в Новый Год — дать возможность пользователям самим менять свой истёкший пароль, для этого есть специальные сервисы, тот же Exchange, например. Вам понадобится заранее приучить юзеров к лотку полезному сервису по смене пароля.
Подготовьте инструкцию "Как сменить истёкший пароль?", выложите её на корпоративный портал. Телефонируйте ссылку на инструкцию пользователю.
Если у вас много сотрудников — заполняйте поля с номерами телефонов в AD. Вы не обязаны знать всех по голосу или по личному e-mail. Не помогли инструкции и поступил запрос сбросить пароль — молча сбросили и отправили SMS на указанный в Active Directory телефону. Оформите такую возможность восстановления пароля документально, чтобы не было вопросов вида "Ты кому дал мой пароль?!"
Договора, пропуска, формуляры, лицензии
Обычно в новом году прекращается срок действия договоров, лицензий и различного рода пропусков. Я так час просидел 4 января на входе в ЦОД, пытаясь по телефону продлить срок действия своего пропуска.
Уточните сроки действия договоров и пропусков, продлите их заранее. Иногда для этого нужно просто вовремя написать письмо своему менеджеру. Не забудьте продлить лицензии.
Дежурство
Загадка: не пьёт, не курит, — на Новый Год дежурит?
Если в вашем отделе несколько сисадминов, то распределите между собой дни дежурства. Составьте документ со списком дежурных. В документе укажите дни, фамилии и номера телефонов кому звонить. Доведите этот документ до всех сотрудников компании (или до руководителей отделов). Будьте недалеко от компа в день своего дежурства.
Составление графика дежурств лучше всего поручить руководителю вашего отдела.
Не забывайте про мониторинг сервисов. Дежурить, это не сидеть за компом, это иметь возможность отреагировать на письмо, SMS или звонок.
Дежурный не должен всё пытаться править сам, его задача — дозвониться до нужных людей, которые помогут исправить проблему. Имейте под рукой телефоны и номера договоров провайдеров, на том конце тоже будут ваши коллеги — дежурные.
В IT компаниях дежурят не только сисадмины. Разработчики, программисты, руководители сервисов — welcome в общий график.
Корпоратив
Казалось бы, при чём тут админ?
Новогодний корпоратив обычно бывает до Нового Года. Люди веселятся, делают фотографии. На следующий день фотографии загружаются на файловый сервер.
К админу выстраивается очередь из самых ярких представителей и представительниц новогодних фотосессий с просьбой срочно удалить тот или иной файл. А потом приходят опоздавшие фотографы и снова выкладывают те же кадры с другого ракурса, всё повторяется. Скандалы, интриги, расследования.
Если возможно, запретите подключать к компу флешки, фотоаппараты, USB устройства. Коллеги из информационной безопасности поддержат. Запрещайте размещать такого рода фотографии на общих серверах, отправляйте всех в облака. Избавьте себя от проблем.
Удалённый доступ
Настройте или проверьте работу удалённого доступа. И вам легче, и пользователям проще.
На самом деле удалённый доступ должен работать всегда, просто проверьте лишний раз.
Что делать перед новым годом?
Итак, мы заранее продлили юзерам пароли, запретили загружать фотографии, распределили дежурства, обновили пропуска, настроили удалённый доступ, объявили мораторий. Ищем, чем бы полезным заняться?
- Документация. Займитесь приведением в порядок документации. Документировать можно и нужно всё, что позволит вам ускорить решение проблем.
- Маркировка и инвентаризация. Тоже дело хорошее, одно дело звонить в ЦОД "Перезагрузить второй сервер сверху, то есть снизу. Ой, в другой стойке", другое — "Перезагрузите по питанию сервер с маркировкой "BestPorevo1C".
- Обучение. Сисадмин должен заниматься самообразованием, почитайте или посмотрите полезные курсы. Научитесь новому, повысьте квалификацию.
- План и бюджет. Составьте план развития IT инфраструктуры и бюджет на следующий год.
- Наведение порядка. Наведите порядок на рабочем месте, на складе. Закажите нужные патчкорды для наведения порядка в серверной, будет чем заняться в начале нового рабочего года.
- Обмен опытом. Обменяйтесь опытом с коллегой, сможете потом подменять друг друга в отпусках.
- Обучение коллег. Проведите тренинги среди пользователей, расскажите о важности соблюдения правил информационной безопасности, способах придумывания и хранения сложных паролей, информационных ресурсах компании, о принтерах и правилах пользования оргтехникой.
- Подготовка к работе. Каникулы — отличный повод для сисадмина заняться той работой, которую нельзя сделать в обычное время. Если вы решили-таки в праздники поработать, то подготовьтесь заранее, согласуйте оплату или компенсирующие отгулы, подготовьте документы, софт, железо.
- Ремонт. Займитесь ремонтом сломанной техники, или её отправкой в ремонт, или списанием и утилизацией.
- Бэкап. Проверьте, что есть место для резервных копий, чтобы в праздники не заниматься чисткой ненужных бэкапов. Да и наличие настроенных бэкапов тоже проверьте.
- Новое железо. Напомните руководству про то, что вам обязательно нужен новый сервер, или картридж для принтера, или обжимник с отвёрткой. Вдруг, согласуют.
- Проверка. Проверьте, что всё работает. От видеонаблюдения до логирования звонков.
- Анкетирование. Проведите опрос среди пользователей, если народа мало, то поговорите с людьми лично. Соберите информацию о том, что им неудобно, какой софт нужен, что не нравится, что нравится, какие есть предложения, как была устроена работа в предыдущей компании, чем лучше, чем хуже, каким софтом пользовались?
- Инструкции. Напишите инструкции для пользователей.
- Обновить резюме. Вспомните, что вы делали за год и чему научились, добавьте в резюме.