Перейти к основному содержанию

Прогрев IP адреса и домена

Письмо, mail, огонь

Прогрев IP — это практика постепенного увеличения объема отправляемой с выделенного IP-адреса почты в течение нескольких дней или недель по заранее установленному графику.

Прогрев домена — это практика постепенного увеличения объема отправляемой с нового домена почты в течение нескольких дней или недель по заранее установленному графику.

Прогрев домена — принцип тот же что у прогрева IP, но относится не к IP адресу почтового отправителя, а к доменному имени.

Если вы вдруг решили отправлять большие объёмы писем со своего IP адреса, то крупные почтовые провайдеры, скорее всего, перекроют поток вашего почтового трафика и ваш почтовый сервер при отправке писем на такие домены будет получать ошибку:

status=deferred (host said: 421 Try again later)

Почему это происходит?

Провайдеры придумали это правило для спамеров. Если не можешь победить — возглавь. Спам никто не любит, почтовикам не выгодно, чтобы пользователи их почтовых ящиков получали нежелательную почту и жаловались на спам. Если в ящик попадает много спама, значит, почтовый сервис — не ахти, люди будут искать другой. Даже не важно, спам приходит или не спам, главное, чтобы люди на него не жаловались.

Так вот, прогрев IP придуман для того, чтобы спамеры составляли свои спамерские письма таким образом, чтобы на них меньше жаловались. Получается инструмент контроля. Отправителю присваивается начальный рейтинг, и чем меньше процент жалоб на его письма, тем больше разрешается этих самых писем отправлять.

Это достаточно эффективно против злостных спамеров, которые могут с одного IP адреса запулить миллион зловредных писем. А если вы спамер не сильно зловредный, а очень даже нераздражительный, то чуть позже вам позволят отправить побольше "безжалостного" спама, на который никто не жалуется, затем ещё больше.

Все компании, занимающиеся массовыми коммерческими рассылками, эти тонкости знают, и прогревают свои IP перед тем как отправлять через них потоки рекламы в красивой обёртке.

Подразумевается, что если вы легитимный отправитель, то на ваши письма никто не будет жаловаться, и через какой-то промежуток времени вам разрешат отправлять письма практически без ограничений.

Проблемы легитимных рассылок

Что может относиться к легитимным рассылкам?

  • Рассылки периодических предложений рекламного характера и промоакций, на которые подписался получатель, или если он поставил галку, что получать весь этот спам не против. Обычно в таких письмах должна предусматриваться форма отписки от таких рассылок.
  • Оповещения с сайтов или интернет-магазинов, на которых зарегистрирован получатель.
  • Письма из социальных сетей: друг вашего друга прокомментировал пост своего друга, который вы не читали, но могли бы прочитать.
  • Сообщения с форумов, на которые вы подписаны.
  • Уведомления из банков и финансовых организаций, в которых зарегистрированы получатели.
  • Отправления из государственных, образовательных, юридических и прочих учреждений.
  • Уведомления о покупках в интернет-магазинах.
  • И прочие рассылки, которые получают поддержку и одобрение получателей.

Проблема как раз в том, что если вы легитимный отправитель, то вам достаточно сложно просто так взять, и начать рассылать письма.

mail

Допустим, в вашей компании решили уведомлять своих клиентов о готовности заказа не по SMS, а по почте. Вы настроили почтовый сервер, затюнили DNS, сделали учётные записи, выделили место, настроили сетевые доступы, всё как в аптеке. Началась рассылка, бах, ваш IP не может больше отправлять письма, в том числе и обычную корпоративную почту.

А как быть, если нужно всех клиентов уведомить, а не "сегодня 5 человек, завтра 10, послезавтра 15"? А никак. Можно только связываться с крупными провайдерами и просить их подогреть ваш IP адрес задним числом.

Или, к примеру, у вас большая система, отправляющая миллион писем в день, или сто миллионов. Ваша инфраструктура переехала на другое железо, в том числе и на другой IP адрес. И все ваши миллионы писем упёрлись в "А ты прогрел свой IP"? Вот ещё пример, у вас сломалась отправка, вы неделю чинили, потом за один день отправили всё что накопилось. Финал предсказуем.

Это касается и маленьких компаний. Я как-то пытался отправить сообщение сразу на 30 получателей моего форума. Как думаете, сколько дошло? Пять!

Вот и получается, что прогрев IP придуман именно для спамеров, которые могут себе позволить отправлять свой спам сначала маленькими партиями.

Прогрев IP и домена

Постепенный прогрев домена и/или IP адреса создаёт положительную репутацию отправителя у почтовых провайдеров.

Независимо от того, используете ли вы общие или собственные IP адреса, первоначальный процесс прогрева важен для каждого отправителя. Прогрев вашего домена вместе с IP адресами имеет решающее значение, независимо от того, используете ли вы новый домен (без репутации) или уже используемый домен (с хорошей репутацией) для своих почтовых рассылок. Прогрев особенно важен для отправителей, которые планируют использовать совершенно новые домены и отправлять большие объёмы электронных писем.

Почтовые провайдеры рассматривают электронную почту из нового домена как подозрительную, пока новый адрес не получит положительную репутацию. Достижение максимального коэффициента у провайдеров разный и занимает от четырех до восьми недель, в зависимости от объема и вовлеченности. Прогрев может занять больше времени, если автоматика почтовых провайдеров не понимает, что электронная почта из нового домена "желательна" для получателя.

Сосредоточьтесь на прогреве с наиболее активными подписчиками, а затем добавляйте остальных порциями по 15 процентов от вашего существующего объёма. Избегайте резкого понижения своей репутации, чем меньше на вас жалоб, тем лучше. Ваша цель на первоначальном этапе — создать себе репутацию. На этапе прогрева чем более последовательны ваши объемы, частота, жалобы и уровни отказов, тем быстрее вы создадите положительную репутацию отправителя. Если вы отправляете нерегулярно (реже чем раз в неделю), создание положительной репутации отправителя занимает больше времени.

Черновой план:

  • В течение 1-2 недель отправить своим самым активным подписчикам — тем, кто совершал действия в течение последних 30 дней.
  • В течение 3-4 недель расширьте свой охват на подписчиков, которые совершали действия последние 60 дней.
  • В течение первых 6 недель не отправляйте письма подписчикам, которые не совершали действия в течение последних 90 дней.

На повышение репутации влияют клики и открытия письма, DKIM, SPF, DMARC, TLS.

На понижение репутации влияют жалобы, отписки, малое количество подписавшихся, низкое качество списка рассылки (несуществующие или неактивные адреса), блокировка IP адреса или домена, попадания в спам-ловушки, неравномерный объём отправки.

Заметки на полях

  • Постепенный прогрев не гарантирует идеальную репутацию отправителя.
  • Вам потребуется повторно прогреть свой IP адрес и домен, если вы не отправляли электронные письма за последние 30 дней.
  • Не существует общего правила, цифр или стандартного графика прогрева, подходящего для всех.

Полезные советы

  • Не отправляйте корпоративную почту с того же IP адреса и домена, с которых осуществляете массовые рассылки.
  • Правильно настройте DNS: SPF, DKIM, DMARC, PTR, MX.
  • Используйте TLS шифрование.
  • Следите за попаданием ваших IP адресов в чёрные списки DNSBL. Проверьте актуальность DNSBL в своём почтовом сервере.
  • Используйте FQDN в приветствии HELO/EHLO.
  • Не запрещайте в своих почтовиках DSN.
  • Сглаживайте поток рассылки. Ограничьте скорость отправки, если у вас рассылка осуществляется пиками.
  • Получаете 421 ошибку? Снизьте объём отправлений.
  • Прогревайте IP и домен, если можете. А куда деваться?..

А что делать-то?

А что делать сисадмину, которому нужно отправлять массовую рассылку с нового IP адреса? Ясное дело, мы не будем реализовывать автоматические механизмы прогрева IP, придётся пойти другим путём. Будем ограничивать скорость отправки. Да, будут копиться очереди, нужно составить план прогрева, рассчитать количество отправлений и установить срок отправки побольше, больше трёх дней. И место под очереди нужно выделить.

Будет отправляться первое время долго и мучительно, заказчика придётся убедить в необходимости таких мер.

В postfix ограничить поток исходящих можно с помощью smtp_transport_rate_delay:

Postfix — ограничить поток исходящих писем

Теги

 

Похожие материалы

Outlook — принудительно обновить глобальную адресную книгу

GAL (Global Address List) — глобальный список адресов. Автоматически создаётся Exchange и включает в себя все объекты с включенной почтой в лесу Active Directory.

Теги